Спектакль Миндаугаса Карбаускиса – тонкое, метафизическое соединение биографии и творчества Льва Николаевича Толстого. Вместе с драматургом Марюсом Ивашкявичюсом режиссер сплетает события личной жизни Толстого и его романа «Анна Каренина». Вместе с сыновьями и дочерьми Софья Андреевна, жена Толстого, пытается отвоевать у Облонских и Карениных место в судьбе мужа и разобраться, чья история первична: его литературных возлюбленных или же ее собственная. Рифмы реальности и сцен из «Анны Карениной» граничат с помешательством жены гения, заблудившейся где-то на страницах его романа.
Художник Сергей Бархин вписывает знаковые детали быта в монументальное, устремленное ввысь пространство, в котором частная история любви двух людей, благодаря масштабу личности Толстого, превращается в явление пророческое. Марюс Ивашкявичюс, драматург: «Русский роман» – это своеобразная семейная сага, вариация на тему романа «Анна Каренина», в которой Лев Николаевич Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но и как автор своей же семейной драмы. Бывают романы, построенные на жизни автора. Но бывают и такие, которые в будущем строят жизнь автора. Либо ее ломают. И тогда в этом слиянии реального и художественного автор становится самой трагичной фигурой своих творений».
«Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса - самый титулованный спектакль Театра Маяковского. Он завоевал сразу три награды Российской национальной театральной премии «Золотая маска», став «Лучшим спектаклем сезона 2015/2016».
Фото спектакля (с) Сергей Петров и Ольга Швецова
Каждая премьера в театре Маяковского – это событие. И не только потому, что этот театр давно обрел «имя», но и потому, что выбор всегда падает на произведения весьма необыкновенные, а порой и специально созданные для этой «сцены».
И «Русский Роман» - не исключение. Поставленный Миндаугасом Карбаускисом по пьесе Марюса Ивашкявича, который уже создал для театра восхитительного «Канта», спектакль, пространство которого воссоздал на сцене Сергей Бархин, обязательно станет жемчужиной театрального сезона.
Итак, о чем же расскажет нам премьера?
На этот раз речь со зрителем поведут о литературе, гениях в литературе и их жизнях, о том, как написанные, не написанные и может даже задуманные автором произведения влияют на его жизнь. И если браться за исследования предмета столь тонкого – то уж точно на примере одной из самых основательных, крупных и значимых фигур русской литературы – Льва Николаевича Толстого.
Мы, покорные власти режиссера и автора пьесы, перенесемся в мир повседневной жизни гениального творца, в которой смешиваются судьбы вымышленных героев с судьбами и жизнями его родных и близких. Но, может быть, они не просто смешиваются? Может быть, они ведут отчаянный бой друг с другом за «первое» место в его жизни? Кто же победит? И может ли вообще быть одержана победа в подобном сражении?
“ Все замечательно. Игра актёров выше всяких похвал. Смотрится на одном дыхании. Действительно метафизическое соединение жизни и творчества гения. Трудно быть женой гения, Евгения Симонова справилась.
“ Спектакль очень понравился. Глубокий, заставляет задуматься, вызывает желание перечитать и произведения Л.Н. Толстого, и узнать получше его биографию. Прекрасная игра актеров, интересные находки режиссера. После таких спектаклей чувствуешь, что театр - это выдающееся искусство!
“ Чудный спектакль! Спасибо режиссеру, спасибо актерам! Ушли со слезами на глазах!!!
“ На одном дыхании вся первая часть, до антракта, до слез тронула сцена с "оконцем", но с момента появления на сцене Бэтмена во второй части... Затянутый финал обернулся разочарованием, с нетерпением ждали конца последние минут 20.
“ Замечательный спектакль! Открыла для себя жизнь Л.Толстого с другой стороны, взглянув на неё глазами Софьи Андреевны, образ которой блестяще показала Евгения Симонова. Спасибо режиссеру и актерам!
“ Спектакль о семейной жизни с гением. Для меня вообще стерлась граница между историей самого Льва Толстого и сценами из "Анны Карениной", приведёнными в этом спетакле. Изначально я думала, что спектакль будет больше об "из какого сора", но на деле это реально о нелёгкой жизни с гением его близких. И жены, и детей, и любовниц. И наверное, много таких семей, но именно эта на виду. Ибо гением он признан при жизни и его жизнь тогда же стала и достоянием общественности. История жены его Софьи - как жить с гением? Собственно, нелегко приходится и детям. Но Софья практически сходит с ума, в попытках понять и достучаться до своего супруга. Непростой спектакль. Но очень хорошие актёрские работы. Замечательные образы создали Евгения Симонова, Татьяна Лаврова, Сергей Удовик, Майя Полянская, Вера Панфилова.
“ Сложно быть женой гения, любящей женой. Рожать и растить детей - одного за другим. Быть корректором. Хозяйкой большой семьи. Переживать все мысли и чувства великого гения, ревновать и страдать от невозможности спасти от влияния чужих людей и даже собственных литературных персонажей. Евгения Симонова блестяще играет эту роль. Чтобы прожить этот спектакль вместе с замечательной командой актеров, надо хорошо знать не только произведения, но жизнь Льва Толстого. Тогда спектакль смотрится на одном дыхании, удивляя глубиной и пониманием его (Толстого) судьбы.
“ Неожиданно смешное, гоголевское звучание приобрела история Левина и Кити в спектакле Марюса Ивашкявичуса РУССКИЙ РОМАН, который идет сейчас в Театре им. Маяковского в постановке Миндаугаса Карбаускиса. Эта часть спектакля про заморочки любви привела меня в восторг. Пожалуй, не только меня, сидящие рядом ухохатывались не меньше. К сожалению, эта сюжетная линия перешла в трагичную историю ревности Софьи Толстой, зрелище местами тягостное, местами комичное, вскрывающее неприглядную подноготную семьи писателя. И хоть потом было еще много интересных моментов в этом трех с половиной часовом действии с одним антрактом, но искры вдохновения уже вспыхивали реже, все более отдаленно напоминая о сногсшибательном фейерверке юмора, которым спектакль взорвался в своем начале.
“ Спектакль великолепный! Идея, постановка, актёры, сценография, костюмы - все на высоте. Только надо хотя бы в общих чертах знать материал о семье Толстого.